Национальный исторический музей Республики Беларусь



Выставка "Ян Комар. Фотограф из Няньково"

  • 05.02.2020

В год Малой родины и в связи со 100–летним юбилеем автора Национальный исторический музей Республики Беларусь представляет выставку “Ян Комар. Фотограф из Няньково”.

Иван Игнатьевич Комар – один из старейших фотографов–любителей Беларуси. Его родители – простые крестьяне – Игнат Парфенович и Олимпиада Климентьевна из деревни Няньково, что на Новогрудчине. В этой небольшой и уютной деревеньке, которую в свое время прославил знаменитый белорусский палеонтолог и фольклорист Владислав Дыбовский, Иван Игнатьевич прожил практически всю свою жизнь. Начав фотографировать в 1958–м году малоформатным “Зенитом–С”, он продолжает снимать и сегодня, но уже на цифровую камеру и смартфон.

С 97–летним Иваном Комаром мы познакомились во время музейной экспедиции, которая искала автора огромного фотоархива межвоенного времени. Тогда, в сентябре 2017года, Иван Игнатьевич, внимательно изучив архивные фотографии, обнаружил снимки своих одноклассников, и, не задумываясь, назвал имя их автора – Савва Сивко. Это встреча стала своеобразной точкой отсчета, давшей старт всем последующим находкам и открытиям. И одним из таких открытий стало новое имя на небосклоне творческой фотографии Беларуси 1950–х – начала 1960–х годов. Это то время, когда в фотографию пришли любители–самоучки, представители разных профессий, многие из которых прошли войну и репрессии. Чаще всего это выходцы из деревень – Пётр Таранда из Зарытово, Федор Ковалёв (“Борозна”) из Неглюбки, Петр Хвиневич (“Дзяд”) из Антоновщины, Ульяна Мельник из Чемерина и теперь Ян Комар из Няньково.

В 1946 году, вернувшись после демобилизации из армии в родную деревню, бывший пехотинец Иван Комар некоторое время работал в колхозе, а затем портным по пошиву мужской одежды в комбинате бытового обслуживания в деревнях Няньково и Пантусовичи. В 1958–м, отдав две своих зарплаты за новенький «Зенит», изучив специальную литературу, Иван Игнатьевич начал фотографировать своих родных, близких, друзей и знакомых. На первый взгляд сюжеты просты – фото на документы, портреты на память своих односельчан – взрослых и детей, в их простой повседневной жизни, в праздники и будни. Обращался и к довольно редким для деревенского фотографа сюжетам – натюрморту и автопортрету–селфи. Совершенная композиция, чувство кадра, умение выбрать тот самый, нужный момент съемки делают фотографии Ивана Комара яркими и запоминающимися, позволяют почувствовать особый колорит белорусской деревни 1950–х – середины 1970–х годов.

Сегодня более двух тысяч его фотонегативов оцифрованы минским фотохудожником, куратором выставки Альбертом Цехановичем. Для юбилейной экспозиции отобраны наиболее яркие и интересные кадры, которые Альберт Цеханович напечатал вручную с авторских фотонегативов на старой фотобумаге 1980–х гг.

Также на выставке будут представлены ценнейшие документы своей эпохи: школьные свидетельства 1930–х годов, тетради ученика польской, а затем белорусской советской школы Яна Комара, письма и фотографии с фронта ветерана Великой Отечественной войны Ивана Комара и ряд других интереснейших материалов, переданных в дар Национальному историческому музею этим удивительным человеком в 2017 году.

В режиме нон–стоп будет демонстрироваться посвященный фотографу одноименный короткометражный фильм, снятый в 2019 г. Андреем Воскресенским по сценарию Альберта Цехановича.

Отдельным аккордом торжественного открытия выставки станет мини–презентация альбома–каталога Надежды Савченко «Савва Сивко. Фотограф Любчанского края», изданного в 2019 году при поддержке генерального партнера музея – кампании JTI в Беларуси.

Фильм "Ян Камар. Фатограф з Нянькава".