Музыкальные инструменты
В коллекции представлены почти все их группы: струнные, духовые, ударные, клавишные, а также электромузыкальные. Основная часть собрания сформировалась в отрезке времени от конца 50-х до начала 80-х гг. ХХ в. Вместе с тем часть наиболее старинных и ценных народных инструментов конца ХІХ – начала ХХ в. – цимбалы, лиры, жалейки – перешли по наследию от знаменитых Белорусского Государственного Музея (1923–1944 гг.) и Белорусского музея имени Ивана Луцкевича в Вильне (1923–1944 гг.). «Золотой» фонд струнных смычковых – произведения гениальных скрипичных мастеров Западной Европы второй половины XVIII – начала XIX в., итальянца Джованни Паоло Маджини и представителя венской школы Антона Тира. Их скрипки из музейного собрания созданы, соответственно, в 1596, 1760 гг. и в конце XVIII века. В ряду наиболее ценных – скрипки выдающихся русских советских и белорусских мастеров Доброва, Ушакова, Крайко, Лазаревича, инструменты которых отличались благородством звука и элегантностью форм. Среди группы струнных стоит назвать и басетлю, «народный контрабас», инструмент, который сегодня почти нигде не сохранился. Кроме раритетности его ценность ещё и в том, что он сделан в ХІХ в. талантливым сельским мастером Степаном Русаком, дедом белорусского поэта и профессионального музыканта Адама Русака, автора стихотворения мегапопулярной в Советском Союзе песни «Бывайце здаровы, жывіце багата».
К раритетным относятся и гармони – распространенная в свое время «Ливенка» первой четверти ХХ в. и очень престижная гармонь, изготовленная в конце ХІХ в. на фабрике П. Размыслова в Петербурге. Среди девяти клавишных ударных рояль второй половины ХІХ в. фортепианной фабрики Фотха («I. Foth») занимает особое место: инструмент изготовлен мастером К.С. Богино в Минске, который считался очень музыкальным городом. В 1858 г. в Минске было три фортепианные фабрики. Фабрика Фотха – старейшая из них. Один из стариннейших предметов своей группы – фисгармония 2-й половины ХІХ в.