История музея
Минский областной музей — первый белорусский государственный музей (1919–1923)
Минский областной музей был открыт в здании бывшего Дворянского собрания в 1919 г. (здание на пересечении современных улиц Маркса и Энгельса, не сохранилось до нашего времени). Основой музейного собрания нового учреждения стали вещи зажиточных горожан и владельцев шляхетских усадеб.
Польско-советская война 1919-1921 гг. привела небольшую музейную коллекцию (1 тыс. предметов искусства, 2 тыс. единиц нумизматики на 1921 г.) в ужасное состояние. Однако с началом политики белорусизации на музейное дело обратили внимание: в Советской Социалистической Республике Беларусь (ССРБ) было решено создать централизованную музейную сеть во главе с Минским областным музеем. На то время учреждение уже располагалось в здании архиерейского дома (сейчас – часть архитектурного комплекса Окружного Дома офицеров).
В 1921-1922 гг. музейные работники проводили интенсивную работу по сбору и инвентаризации коллекций. В числе крупнейших поступлений того времени стоит вспомнить коллекцию тканей и одежды, которую собрала экспедиция Наркомпроса в Слуцком уезде. Собрание музея обогатили рукописные книги, нумизматическая коллекция, культовые вещи бывшего Минского церковно-археологического музея, возвращенные из Рязани, где они находились в эвакуации. Минское общество истории и древностей передало музею материалы археологических раскопок в Заславле и остатки коллекций бывшего Минского городского музея.
На наполнение музейного собрания обратила внимание государственная власть: Центральный Исполнительный комитет (ЦИК) пожертвовал коллекцию древних монет, Совет Народных Комиссаров (СНК) — коллекцию акварелей XIX в., Наркомат земледелия — картины и древнее оружие. Главный музейный фонд РСФСР передал небольшую коллекцию фарфора и предметов изобразительного искусства. Ряд ценных предметов был пожертвован музею частными лицами. Так, один из наиболее ценных подарков сделал сотрудник Центрального архива БССР И. Барашка. Это были предметы с Минской выставки 1918 г., организованной И. Луцкевичем и А. Ипелем.
Фонды и экспозиция музея еще находились в состоянии формирования, когда 19 ноября 1922 г. в него вошла первая ученическая экскурсия.
Белорусский государственный музей – центральное музейное учреждение Беларуси (1923–1929)
В 1923 г. музей получил название Белорусского государственного и согласно собственному положению стал «центральным учреждением для сохранения предметов и коллекций художественного, историко-археологического и этнографического характера, имеющих общереспубликанское и общенаучное значение». В первый год существования Белорусский государственный музей (далее – БДМ) был открыт для посещения по воскресеньям с 12 до 15 часов (один раз в месяц музей работал с 14 до 19 часов, чтобы дать возможность осматривать экспозиции работающим), экскурсии проводились по предварительной записи, и вход был платный.
В 1924 г. в структуру БГМ были присоединены филиалы: Государственный исторический музей пролетарской культуры в Могилеве и Губернский историко-археологический музей в Витебске (с 1926 г. – еще и Гомельский государственный культурно-исторический музей).
Последующие годы были периодом активного сбора музейных предметов. В Минск перевезли коллекции музея бывшей Мстиславской духовной семинарии, бывшего музея в Горы-Горках, наиболее ценные предметы из Слуцкого краеведческого музея. Бобруйское краеведческое общество передало в Минск 537 серебряных монет 1612-1650 гг. В 1926 г. из Витебского музея в БГМ переданы памятники еврейской культуры из бывшей частной коллекции А. Бродовского.
Кроме того коллекции пополнялись за счет пожертвований граждан и плановых экспедиций. Например, летом 1926 г. археологический отдел музея проводил раскопки Банцеровщинского городища, исследовал курганы возле Логойска, а также стоянку каменного века в Кострине возле Пуховичей. Этнографический отдел провел две экспедиции на Мозырщину и Борисовщину. Еврейский отдел музея проводил экспедицию по сбору музейных предметов в Калининском округе (административно-территориальная единица с центром в г. Климовичи).
Руководство музея пыталось вернуть в Беларусь первоклассные памятники белорусской культуры, которые были вывезены в конце XVIII — начале XX в. в Россию. Однако удалось вернуть немногое: шрифт и оборудование древней еврейской типографии, древней работы Тору, ханукальную лампаду Любавичского равина Шеерсона, серебряные украшения к Торе, серебряный крест XVII в. из заславской церкви и два слуцких пояса. Просьбы по возвращению остальных ценных памятников белорусского происхождения СНК СССР отклонил. Вместо этого за 1926-1927 гг. из России в музейный фонд БДМ было передано около 70 картин русских художников: Айвазовского, И. Репина, К. Маковского, Г. Семиградского, В. Серова и др.), около 600 древних монет, более 40 древних предметов из фарфора и хрусталя, 40 гравюр, скульптуры М. Антокольского, 5 икон и 40 книг по истории искусства. Процесс реституции музейных предметов из РСФСР на этом остановился.
10 октября 1926 г. в БГМ открылась новая экспозиция, созданная на систематической, поколекционной форме подачи предметов. Значительную часть музейного пространства занимала художественная экспозиция: три комнаты были отданы под произведения русских художников XIX — начала XX в., один — под выставку «Древний белорусский портрет». В помещении бывшей домашней архиерейской церкви развернулась этнографическая экспозиция. Дополнительно в новой экспозиции были представлены археологическая и еврейская коллекции. Проводились и временные выставки, среди которых следует отметить экспонирование в 1927 г. слуцких поясов.
Несмотря на ограниченный по времени доступ посетителей в музей, его популярность росла. Так, если в 1924/1925 академическом году его посетило 11 696 человек, то в 1926/1927 – 16 671. В 1926/1927 году штат музея состоял из 12 человек: директора, его заместителя, трех научных сотрудников и семи технических работников. Музейный фонд составлял более 30 тыс. единиц хранения.
В мае 1927 г. на должность директора был назначен белорусский общественно-политический деятель, историк, этнограф, филолог и коллекционер Вацлав Ластовский (одновременно он заведовал кафедрой этнографии Института белорусской культуры (Инбелкульта). Прежде всего новый директор добился передачи в БГМ национальной святыни — Креста Евфросинии Полоцкой. Музейная коллекция также пополнилась предметами из этнографических экспедиций по Случчине, Мозырщине, Туровщине и Мстиславщине. Расширилось количество пожертвований от частных лиц. Например, Янка Купала в январе 1928 г. передал музею серебряный крестик, стеклянное баккара, железный старосветский замок, а этнограф А. Сержпутовский — около 50 предметов быта, собранных им летом 1924 г. в Оршанском округе. На 1928 г. в фондах музея уже находилось около 60 тыс. единиц хранения. Особым почетом пользовалась уникальная коллекция белорусской иконописной школы (старейшей была икона пророка Ильи от 1447 г.), экспонировать которую вследствие атеистической политики не было возможности.
На рубеже 1920-1930-х гг. произошли кардинальные изменения в организации музейного дела БССР. В августе 1928 г. региональные филиалы музея стали самостоятельными хозяйственными единицами, а в 1929 г. комиссия Наркомпроса резко раскритиковала руководство Белгосмузея за экспонирование портретов минских воевод, еврейских культовых предметов, приобретение предметов церковного характера и отсутствие коммунистической пропаганды. Бывший руководитель музея В. Ластовский в 1930 г. был арестован, а в 1937 г. расстрелян.
Минский социально-исторический музей (1930-1941)
В 1930-е гг. для Белгосмузея наступили нелучшие времена. Прежде всего, он был переименован в Минский социально-исторический музей, выселен из здания архиерейского подворья (Красноармейская, 3) и перенесен в четыре комнаты Дома крестьянина (в нынешнем здании руководства Белорусского республиканского союза молодежи музей оставался до 1944 г.)
Даже назначение в феврале 1931 г. на должность директора выдающегося деятеля Белорусского национального движения Семена Рак-Михайловского не повлияло на дальнейшую судьбу музея. В скором времени под его руководством развернули новую экспозицию, в основу которой была положена марксистская схема изменения социально-экономических формаций. Все материалы были поделены согласно марксистской периодизации: история первобытного общества, феодализм, капитализм, диктатура пролетариата и социалистическое строительство (акцент приходился на последний период). В это время музей был фактически лишен статуса научного учреждения и стал выполнять культурно-просветительские функции.
Исторический музей в годы войны (1941–1944 гг.)
Перед наступлением немецких войск исторический музей не успели эвакуировать, и в годы Великой Отечественной войны он разделил трагическую судьбу белорусского народа. Несмотря на то, что ценные музейные предметы находились в складском помещении (постоянная экспозиция социально-исторического музея рассказывала о достижениях социалистического строительства в БССР и состояла преимущественно из копий), уже в первые месяцы оккупации он был разграблен. Большинство работников эвакуировались, и музей был беззащитным перед грабителями. В Германию были вывезены 19 древних орудий (16-из Несвижского сбора), в Венский институт гебраистики передавались картины, книги, рукописи, предметы религиозного культа, связанные с еврейской культурой Беларуси (в том числе произведение Ю. Пэна «Часовой мастер», портрет Скорины работы Я. Крюгера, гравюры С. Юдовина и др.).
В конце августа 1941 г. руководителем музея был назначен А. Шукелойть, а художником-реставратором Г. Виер. Постоянной музейной экспозиции за годы войны в музее создано не было, однако проводились временные выставки, посвященные белорусской иконописи, народному искусству, красивой письменности. Не прекращалась реставрационная работа: среди прочего, Г. Виер восстановил белорусскую святыню — Минскую икону Божией Матери.
В июне 1944 г. фонды Минского исторического музея были перевезены в баварский замок Хехштадт, где собирались музейные сокровища, награбленные в Беларуси, России, Украине, Польше. Руководителю музея А. Шукелойту отказали в праве наблюдения за сохранением коллекций.
В 1945 г. Хехштадт был занят американской армией, но вскоре здесь появилась советская делегация, целью которой стало возвращение в СССР музейных собраний. В октябре 1947 г. белорусская часть музейной коллекции была доставлена в Восточный Берлин, где ее принял уполномоченный Совета Министров БССР. Всего было возвращено более 15 тыс. единиц хранения, которые были распределены в фонды Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, Гродненского историко-археологического музея и Академию наук БССР. Из Германии среди прочего удалось вернуть картины из Несвижской коллекции, старопечатные издания, иконы и многое другое.
Музей как центр изучения национального историко-культурного наследия (1956–1992)
Еще с середины 1940-х гг. существовало мнение о необходимости возрождения БГМ. Однако практическое выполнение этих пожеланий растянулось на долгие годы. Изначально предметы для нового музея собирали сотрудники Белгосмузея истории Великой Отечественной войны. Основу начального фонда будущего музея в 1950-е гг. составляли предметы, оставшиеся от довоенного БГМ (карты, музыкальные инструменты, хоругви) и белорусского музея имени И. Луцкевича в Вильнюсе. На данный момент в фондах Национального исторического музея Республики Беларусь находится более 1 500 единиц музейных предметов из Виленского музея. Это документы, открытки, произведения графики, живописи, скульптуры, иконы, а также штампы и печати белорусских учреждений и организаций первой четверти ХХ в.
Собирательская деятельность активизировалась после создания организационной группы по организации Белорусского государственного историко-краеведческого музея. В рамках орггруппы были созданы отдельные отделы, которые в течение первого пятилетия своей деятельности сконцентрировались на комплектовании коллекций. Итак, во второй половине 1950-х гг. сотрудники отдела первобытно-общинного строя совместно с сектором археологии Института истории АН БССР провели раскопки ряда палеолитических стоянок на территории Беларуси, отдел феодализма участвовал в раскопках древних Друцка и Полоцка. Сотрудники отдела капитализма посещали квартиры старых минчан, в результате чего музей получил среди других вещей печать Минской городской думы, шинель железнодорожника начала XX в., костюм горожанки конца XIX в., гимназические учебники и комплекты дореволюционной периодики.
В фонды будущего музея передавались вещи из закрытых церквей и найденные в Республике сокровища. Так, в 1957 г. в фонды попал клад из д. Сухари (монеты Пруссии и Речи Посполитой второй половины XVII в.) и Дегтянский клад чешских монет середины XI в. На сегодняшний момент в фондах Национального исторического музея Республики Беларусь находятся 117 монетных и монетно-вещественных сокровищ — это самая большая и значимая коллекция в Беларуси.
Помощь в создании Госмузея БССР оказали учреждения культуры Советского Союза. Центральный исторический военно-морской музей передал холодное и огнестрельное оружие середины XIX в., Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи — русское и французское оружие периода Наполеоновских войн, много плакатов и Лубков периода Первой и Второй мировых войн, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге – этнографические материалы середины XIX в., собранные в Минской губернии. Черниговский Государственный исторический музей передал слуцкий пояс второй половины XVIII в.
В результате первого пятилетия работы Белорусского государственного историко-краеведческого музея была сформирована необходимая для создания полноценной экспозиции фондовая коллекция. На 1 января 1961 г. общее количество предметов составило 38 тыс. единиц.
Начиная с 1962 г. главное внимание орггруппы было обращено на подготовку экспозиции: составлялись тематико-экспозиционные планы, создавались карты, схемы, таблицы, диорамы, писались научные справки. Наконец, 7 ноября 1964 года ЦК КПБ принял постановление об открытии в Минске Государственного музея БССР. На то время в его фондах уже насчитывалось 108 тыс. единиц хранения.
12 ноября того же года руководитель орггруппы Станислав Сапешко в торжественной обстановке получил ключи от нового здания на проспекте Ленина, 25а (бывшее здание Музея истории Великой Отечественной войны), после чего в нем начался монтаж экспозиции. В сжатые сроки в новом здании была развернута юбилейная выставка «900 лет Минску», приходили к завершению монтажные работы в отделе природы, но в ноябре 1965 г. Постановлением ЦК КПБ они были остановлены, все экспонаты перевезены в дореволюционное здание бывшего банка по ул. К. Маркса, 12, которое занимал Белгосмузей истории Великой Отечественной войны, а последний занял новое здание Государственного музея БССР. В результате новую историческую экспозицию пришлось монтировать на площади в три раза меньшей, чем предыдущая, а отдел природы нашел убежище в подвальном помещении.
Официальное открытие музея состоялось 2 ноября 1967 г. Его экспозиция была размещена в 18 залах и знакомила посетителей с природой страны и историей белорусского народа с древних времен. Большая часть общей площади Госмузея БССР была отдана освещению событий истории Беларуси в советское время. Среди других предметов в экспозиции были представлены: первобытные изделия из кости, скульптурные изображения животных, фибулы, произведения средневекового ремесла, украшения из кости, стекла и янтаря, деревянная скульптура, слуцкие пояса, полихромный кафель, уретское стекло, старопечатные издания и рукописи XVI – XVIII вв., богатый этнографический материал XVIII-XX вв., личные вещи белорусских общественных и политических деятелей, военных, писателей. Экспозиция музея с тех пор частично менялась трижды: в 1977, 1982 и 1993 гг. в соответствии с пополнением фондовых коллекций и сменой общественно-политического строя.
За 1970-е годы музей превратился в крупнейший в Республике научно-методический центр музейной, историко-краеведческой и реставрационной работы. В 1967 г. здесь был создан научно-методический отдел, в обязанности которого входило проведение систематических занятий с музейными работниками Республики, анализ работы районных краеведческих музеев, составление методических пособий. В музее действовала реставрационная мастерская, совет по реставрации и консервации.
Расширялась популярность музея среди посетителей. Например, за 1978 г. музей посетило более 310 тыс. человек, 80% посетителей музея осматривало его экспозиции с помощью экскурсовода, предлагавшего общую и 26 тематических экскурсий. Кроме экскурсионного обслуживания, использовались такие формы массовой работы, как лекции, уроки, тематические вечеринки, дни профессий, встречи с ветеранами войны и работы, деятелями культуры, комсомольские сборы, пионерские линейки, работали клубы «юный историк» и «будущий военный».
С 1978 по 1988 г. Государственный музей БССР имел филиал в Заславле – Музей ремесел и народных промыслов. Он размещался в Спасо-Преображенской церкви. В состав экспозиции входило около 900 предметов, включая царские врата XVIII в. из Давид-Городокской Георгиевской церкви, ювелирные изделия Х-ХІІІ вв., изделия белорусских злотников (потир XVI в., напрестольный крест 1625 г.), кафель XVI-XVII вв. из Заславля, скульптурные изображения святых из Витебской и Гродненской областей, слуцкие пояса второй половины XVIII — начала XX в., неглюбские и мотольские рушники.
Национальный исторический музей Республики Беларусь на современном этапе (1992-2023)
После провозглашения независимости Республики Беларусь музей дважды менял свое название: с 1992 г. он назывался «Национальный музей истории и культуры Беларуси», с 2009 г. носит название «Национального исторического музея Республики Беларусь».
В 1992 году музей планировал провести полную реэкспозицию. Впервые предполагалось лишить постоянную экспозицию политизации и обустроить ее в соответствии с белорусскими национальными акцентами. Однако из-за недостатка финансирования она не была реализована.
В 2008 г. Министерство культуры Республики Беларусь и Президиум Национальной академии наук Беларуси утвердили научную концепцию новой стационарной экспозиции Национального исторического музея, разработанную сотрудниками музея и учеными Института истории НАНБ. В 2012 г. была завершена работа над тематико-экспозиционным планом.
Ежегодно музейное собрание увеличивается приблизительно на 2-3 тыс. ед. хранения. На сегодняшний момент он почти достиг цифры в 500 тыс. Музейные предметы распределены по отдельным коллекциям, среди которых: археологическая, этнографическая, нумизматическая, оружия, фарфора и стекла, старопечатных книг и рукописей, плаката, драгоценных металлов и камней, сокровищ, документов, изобразительного искусства, национального костюма и других.
Ряд музейных предметов занесен в Государственный список историко-культурных ценностей с приданием 1-й либо 2-й категории ценности. Кроме того, в фондах музея находятся уникальные коллекции сокровищ из разных уголков Беларуси, ценной фарфоровой посуды из Италии, Германии, России, слуцких поясов, ценных документов, старопечатных изданий, часов, оружия, национального костюма, мебели, живописи и иконописи.
Важным направлением деятельности музея являются выставочные проекты. Многие из них становятся важным культурным событием не только для Минска, но и Беларуси в целом. Среди международных проектов последних лет стоит выделить выставки:
«Древние деньги Востока — серебро и бумага», организованная совместно с Шэньянским финансовым музеем (г. Шэньян, Китай) (2019), «Старина и новизна. Русское ювелирное искусство XVIII века» из собрания Государственного Исторического музея (г. Москва, Российская Федерация) (2019), «Мир, благодарный Сталинграду», организованная совместно с Государственным историко-мемориальным музеем-заповедником (2020), международный выставочный проект «108 минут. Дорога в космос» (2020), приуроченный к 60-летию первого полета человека в космос, при содействии Министерства культуры Республики Беларусь и Министерства культуры Российской Федерации.
Деятельность Национального исторического музея Республики Беларусь на современном этапе отмечается организацией крупных выставочных проектов, основанных на фондовом сборе, а также тесном сотрудничестве с коллекционерами. Среди них: “Война и мир. Возвращение” (2020), “Белорусский костюм: традиции и современный дизайн» (2020), «Беларусь и белорусы. Гид по истории и культуре” (2021), «Судьба музея — судьба страны. Путь длиной в век» (2022), «Тайны белорусской письменности» (2022) на основе коллекции В. А. Лиходедова.
Национальный исторический музей Республики Беларусь является научно-методическим центром для отечественных музеев естественнонаучного и исторического профиля.
С 1992 г. филиалом музея является Дом-музей и съезда РСДРП, экспозиция которого презентует наряду с историей съезда социал-демократов историю Минска на рубеже ХІХ и ХХ в. В 2012 г. филиалом Национального исторического стал Музей современной белорусской государственности – один из информационных, презентационных и коммуникационных центров страны, местом сбора, изучения, хранения и презентации материалов по истории Республики Беларусь.
С 2014 г. филиалами Национального исторического музея Республики Беларусь являются Музей истории белорусского кино, Музей истории театральной и музыкальной культуры Беларуси, Музей природы и экологии Беларуси.