Национальный исторический музей Республики Беларусь

Версия для слабовидящих
Запись по телефону

Временная экспозиция «Художники-сценографы Белорусского государственного академического театра им. Я. Купалы (1950 – 1970-ые гг.): И.М. Ушаков, П.В. Маслеников, А.Б. Григорьянц»

15 сентября в Гостиной Владислава Голубка начинает работу временная экспозиция «Художники-сценографы Белорусского государственного академического театра им. Я. Купалы (1950 – 1970-ые гг.): И.М. Ушаков, П.В. Маслеников, А.Б. Григорьянц», посвященная 105-летию со дня открытия в Минске Национального академического театра им. Я. Купалы.

Сценография театра им. Я. Купалы после войны проходила этап восстановления и модернизации. В этот период белорусский театр был полон настоящего патриотизма, на его сцене шли пьесы о возобновлении всех сфер нашей страны. Основной тенденцией сценографии этого времени являлось подчеркнуто реалистическое направление, точно-бытовое воплощение на сцене того или иного произведения.

Своим собственным видением пространства спектакля определяются работы театрального художника И.М. Ушакова. В построении сценического пространства И.М. Ушаков использовал пейзажные живописные задники, скрупулёзно разрабатывал интерьер эпохи, придавая постановкам историческую достоверность. В художественном оформлении И.М. Ушакова на сцене театра шли спектакли: «Поют жаворонки» К. Крапивы (1950), «Вишневый сад» А. Чехова (1951), «Извините, пожалуйста!» А. Макаенка (1954) и др.

Неповторимая постройка пространства спектакля характерна и для творчества театрального художника П.В. Масленикова. Творчество этого яркого сценографа выделяется красочностью, выразительностью постановочной формы, которая удачно сливается с музыкальным образом, зрелищностью и возвышенностью. В театре Я. Купалы оформил спектакли: «Чудесный клад» П. Маляревского (1949), «Счастье поэта» В. Витки (1952), «Пинская шляхта» В. Дунина-Марцинкевича (1954).

Индивидуальным видением построения сценического пространства определяются и сценические произведения А.Б. Григорьянца. Творчеству художника присуще глубокое понимание жанровой основы спектакля, выразительность и правдивость созданных образов. Декорации отличительны колористической насыщенностью. Среди лучших работ мастера в театре выделяются спектакли: «Соловей» З. Бядули (1956), «Забытый всеми» Н. Хикмета (1958), «Четвертый» К. Симонова (1962), «В метелицу» Л. Леонова (1965), «Люди на болоте» И. Мележа (1966), «Трибунал» А. Макаенка (1971) и другие.

На временной экспозиции будут представлены личные вещи И.М. Ушакова, фотографии П.В. Масленникова, документы А.Б. Григорьянца, эскизы театральных постановок из фондов Национального исторического музея Республики Беларусь.