Национальный исторический музей Республики Беларусь



Выставка "Альтернативная фотография Беларуси. Связь времен…"

  • 23.02.2015

С 19 февраля по 20 марта 2015 г. в Национальном историческом музее будет работать выставка "Альтернативная фотография Беларуси. Связь времен…".

Термин "Альтернативные фотографические процессы" относится к любому нетрадиционному виду процессов фотографической печати. Альтернативные процессы часто называют историческими или бессеребряными. Большинство этих процессов были изобретены более 100 лет назад и использовались фотографами тех времен. Многие современные фотографы обращаются к альтернативным процессам и вводят новые технологии (цифровой негатив) в практику этих методов.

Конец ХІХ – начало ХХ века неслучайно называют "золотым веком" альтернативной фотографии. Именно в это время вмешательство фотографов-новаторов в общепринятые технологии и процессы съемки и печати стало обычным явлением. Взяв на вооружение такие сложные фотографические техники, как гуммиарабик, бромойль, озобром и другие, они стремились максимально приблизить бумажный позитив к рукотворному произведению искусства.

Пионером отечественной альтернативной фотографии можно считать фотохудожника, ученого, педагога Льва Урбановича Дашкевича (1882–1957), фотографическое наследие которого является гордостью собрания Национального исторического музея. Коллекция его работ является уникальной и не часто выставляется по причине своей чувствительности к дневному свету. Пожалуй, ни один из известных на сегодняшний день белорусских фотографов 1910 – 1930-х гг. не отличался использованием такой богатой палитры фотографических техник: цветной автохром, гуммиарабик, бромойль, пигментная печать. На нашей выставке представлены произведения Льва Дашкевича, выполненные в альтернативных фототехниках в период с 1910 по 1935 гг.

Сегодня, во время широкого распространения цифровой фотографии, альтернативные фотографические процессы в Беларуси не забыты и имеют своих признанных мастеров, которые, в полном смысле в этого слова "творят" фотографию. Среди активно работающих в этом направлении белорусские фотографы-пикториалисты – Альберт Цеханович, Ольга Сергеева, Наталья Евмененко, Максим Шумилин, Михаил Лещенко, Андрей Воскресенский, Мария Боне. И, безусловно, минский фотохудожник Виктор Журавков. Его творения наполнены каким-то особым неповторимым звучанием, пронизаны массой тончайших настроений и мягких, воздушных образов. В процессе их создания он смог объединить классические альтернативные процессы и современную "цифру" (цифровой негатив).

Произведения Виктора Журавкова и Льва Дашкевича по задумке авторов проекта представлены в одном выставочном пространстве. Если приглядеться, то нетрудно заметить не только общую техническую базу, но и созвучность творческих устремлений этих двух белорусских фотомастеров, хотя разделяет их довольно значительный временной интервал – 100 и более лет. Тем самым авторам проекта хотелось подчеркнуть непрерывность духовной составляющей творчества, когда выдающиеся авторы прошлого, такие как Лев Дашкевич, оказываются не только востребованными, не только выглядят современно, но и являются непременным звеном парадигмы художественного, культурного развития белорусской нации.