Национальный исторический музей Республики Беларусь



Фотовыставка "Овощной базар"

  • 15.07.2016

Уроженец Белоруссии, гражданин Израиля и Канады, фотохудожник Алик Замостин относится к тем прекрасным и странным рыцарям искусства фотографии, которые рисуют образами. Выстраивают динамичный сюжет. Ищут подтекст или мораль. Складывают из изображений многозначную картинку – как рассказ из слов. Строитель, бизнесмен, путешественник, фантазер, этот ироничный и трудно открывающийся чужим человек с фотоаппаратом всегда подмечает вокруг себя сюжет, притчу. И переносит их на свои фотографии. Замостин фотографирует давно, всю свою жизнь, а выставляться и интриговать зрителей и критиков стал только в последние несколько лет.

Его взгляд на мир отмечен насмешкой и цепкой бескомпромиссностью.

"Руки"… Эта серия стала неожиданным поворотом в теме портрета. Руки на фотографиях Замостина говорят, просят, возносят сигарету, как факел веры или клятву.

Коренной минчанин, он много поездил, построил, понял. Виды Беларуси, США, Канады, Израиля, города, поля, подводные глубины, туманы и деревья важны и интересны Замостину не столько как возможность передать восхищение красотой и поэзией природы, сколько как повод вновь подчеркнуть во всем этом человеческий театр. Смену красок и настроений душевного пейзажа. Многоликость людских амплуа.

Серия "Овощной базар", давшая название выставке, которая была представлена на грандиозном международном фестивале искусств "Славянский базар в Витебске", предлагала совершить путешествие в казалось бы такой понятный и привычный мир овощей и фруктов, предметов и цветов, в мир рынка. Выступая в качестве режиссера или продюсера, Алик Замостин в этой серии фотографий следует духу и логике любимого писателя, философа и гуру Льюиса Кэрролла, для которого книжка без картинок была неинтересна. А слово было многозначно. Слово и изображение в новеллах Замостина неразрывны. Слово здесь – как еще одна краска, еще один прием фотохудожника. Он придумывает названия к фотоработам кропотливо и бережно, серьезно. Не желает слушать чужие мнения, не пользуется чужим подручным материалом. Интеллект и юмор у него свои, нигде и ни у кого не заимствованные. Эти моркови и огурцы, бананы и гранаты, чеснок и тыква ( рядом ценники, кувшины, чашки, блюда) живут своей напряженной, "вочеловеченной" жизнью. Они напоминают нам нас. Собственно, они – это мы. Мы в ролях. В сложных и нестандартных ситуациях. Мы смотрим на них – а видим себя…

Об источниках вдохновения, о позитиве, который он черпает в окружающих объектах, о "героях" и "антигероях" я расспросила этого мирного охотника.

– Сморщенное яблоко – напоминание о бренности. Если хотите – квинтэссенция обреченности жизни. Почему оно вам показалось интересным и оптимистичным?

– Мы живем, чтобы учиться. Чтобы постигать. В трудах и ударах обретаем мудрость. Морщины – результат душевного труда. Они не портят – они составляют богатство. Не надо быть похожими на Барби, на вечно зеленую ель, которая прошла десятки операций и навсегда закостенела в своей "вечнозелености", надо без страха принимать любую погоду, любое время года, любой свой возраст. Природа подает пример. Мы у нее учимся. И в этом много оптимизма! Я готов присягнуть мудрости, и потому так люблю сморщенные яблоки, уставшие лимоны, фрукты и овощи, которые кричат "Жизнь бесконечно прекрасна!".

– Мне иногда кажется, что у ваших

фотографий есть реальные прототипы–люди. Это так?

– Все, что делается в искусстве, делается с расчетом на людей. Про них. Для них. Когда я нахожу

сюжет, у меня иногда мелькает: "Это типичная дама Х". Или – "Точь– в –точь как футболисты после поражения…". Или еще что–то в таком духе. Я люблю странности и афоризмы Кэрролла, загадки и притчи дедушки–Крылова. И хочу работать в этом направлении. Ищу "очеловеченные" лица овощей и фруктов.

– Над чем сейчас думаете, что у вас в работе?

– Только что состоялась выставка на "Славянском базаре в Витебске" , она была развернута в национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа – и лучшего места просто придумать было нельзя! Мои маленькие фотографические спектакли точно вписались в атмосферу, в антураж и микроклимат этого прекрасного театрального здания и его уютного фойе.

– А потом? Что на горизонте?

– Новые выставки! В разных странах. Готовлю новую серию. Это деревья. Их мистические знаки, гипнотические узоры коры, послания, которые деревья направляют нам. Мне самому все это очень интересно – думаю, смогу передать свой азарт и увлеченность

другим. А еще в копилке новая серия

портретов. Я всегда думал, что портрет – это не мой жанр. Меня он и не слишком увлекал. А с ходом времени люди стали мне все более интересны, меня удивил тот момент, когда на фото – вне моей воли и воли того, кого я фотографирую, возникает самая точная, самая верная характеристика. Проступает истинное лицо.

Алик Замостин фотографирует – а, значит, изучает. Ищет ответы. И этот процесс происходит счастливо и раскованно. Современно и эффектно. Не на базаре – в жизни человеческой.

НАДТ им. Якуба Коласа

Адрес: Замковая ул., Витебск, Беларусь

Тел. (+375 212) 62-63-81