Национальный исторический музей Республики Беларусь



Выставка «Белорусская Парижская школа»

  • 30.04.2020

С 30 апреля по 18 мая в Национальном историческом музее Республики Беларусь (ул. Карла Маркса, 12) открыта выставка Авторской некоммерческой концептуальной галереи «БРАМА» по итогам II пленэра на колесах «Белорусская Парижская школа».

Парижская школа – уникальное созвездие великих художников, возникшее в самом начале пути каждого из них. Неоспоримо общим было их не местное происхождение. Все они были эмигрантами из разных стран, оказавшимися в Париже по разным причинам. Понятие «школа» включает в себя чаще всего стилистическую общность. Здесь же оно носит условный, переносный характер. Художники, входившие в нее, были разными: по происхождению, сословию, возрасту, общей образованности, профессиональной подготовке, творческим манерам, национальным особенностям.

Именно для них – новаторов и авангардистов – скульптор-реалист Альфред Буше построил своеобразное общежитие, с мастерскими на первом этаже и маленькими жилыми комнатами на втором. Открылось оно в 1902 году под названием «Вилла Медичи», а уже сами постояльцы-художники окрестили его «Ульем», что соответствовало его виду, образу и функции. Только в 1925 году это сообщество художников получило название «Парижская школа», ввел его в художественный обиход критик А. Варно. Здесь в разные годы жили и гостили будущие великие мастера: П. Пикассо (Испания) А. Модильяни и Д. Кирико (Италия), Ц. Фудзитта (Япония), Д. Ривера (Мексика), П. Мондриан (Голландия), В. Кандинский, Н. Гончарова и Ф. Ларионов (Россия), Ф. Леже (Франция), М. Шагал, О. Цадкин, Х. Сутин и др. (Беларусь). Всего около 300 человек, а в тексте мемориальной доски, на фасаде «Улья» обозначены только 4 имени: М. Шагал, Х. Сутин, О. Цадкин, и Ф. Леже.

До сих пор, больше века, тысячи художников и искусствоведов мечтают побывать в знаменитом «Улье», чтобы прикоснуться к обители, где жили и творили великие мастера.

В 2017 году галерея «БРАМА» с первым «пленэром на колесах» «Впереди Париж, за окном – Европа» уже делала попытку попасть в «Улей». Она не увенчалась успехом. В 2019 году со вторым «пленэром на колесах» «Белорусская Парижская школа» довелось все-таки выполнить большую программу погружения в историю Парижской школы, а также в интереснейшей экскурсии советника по культуре Посольства Республики Беларусь во Французской Республике Виталия Корнева познакомиться с другими достопримечательностями «белорусского» Парижа.

Современные фотографы и художники посетили места, связанные с нашими великими земляками. И по своим ярким впечатлениям они создали не менее яркие произведения в фотографии, живописи, скульптуре и графике.

Выставка по итогам пленэра «Белорусская Парижская школа» с одноименным названием открыта в Национальном историческом музее Республики Беларусь. В экспозиции – произведения известных и молодых современных белорусских авторов: точные и пронзительные фотографии Альфреда Микуса, художественные и лиричные работы Юрия Элизаровича, концептуальные произведения Александра Литина, восторженная хроника Ирины Бялы, мерцающая чувствами монохромная живопись Владимира Щелкуна, свежая и солнечная акварель Анны Вирт, раскованная по пластическому мотиву и глубокая по содержательному – живопись Виктории Солодкой, экспрессивный жест Татьяны Ноздрачевой, изысканные интерпретации собственных ощущений и впечатлений, полные юмора офорты-миксы Сергея Баленка, мощные по мысли, острые по форме, тонкие по ощущениям композиции в металле Марии Тарлецкой и Вадима Ероховца, а также амбициозная монументальная скульптура Андрея Воробьева (рабочая модель памятника Марку Шагалу для Парижа, Нью-Йорка и Витебска).

Автор идеи, куратор пленэра и выставки – Лариса Финкельштейн, основатель первой белорусской галереи – Авторской некоммерческой концептуальной галереи «БРАМА», член Белорусского союза дизайнеров, Белорусского союза художников, Белорусского союза литературно-художественных критиков, Международной ассоциации искусствоведов «АиС» (Москва).