Национальный исторический музей Республики Беларусь



На Пасху

  • 19.04.2020

От начала года в интерьерной витрине портретного зала стали появляться неожиданные инсталляции, нарушающие некоторую её статичность и монотонность, являясь, в определённом смысле, провокациями.

Новая инсталляция, «На Пасху», в которой представлены яйца-писанки из музейных и частных коллекций, генерирует настроение радости и торжественности. В композициях сведены вместе альтернативные по характеру предметы – произведения декоративно-прикладного искусства и предметы быта. Простые вещи – столовое стекло и салфетки – меняют своё бытовое предназначение и становятся арт-объектами, «группой поддержки» художественных произведений.

На передней линии, на жёлтой и зелёной бумажных салфетках – круглые корзинки с деревянными яйцами-писанками. На красной салфетке-дорожке золотистым бочком светится яйцо металлическое. На сине-фиолетовом фоне плоскости пола зелёный, жёлтый и красный цвета ромбов и прямоугольника создают яркое зрелище. На длинных ножках перевёрнутых бокалов для белого и красного вина, как особы высокого ранга, возвышаются декоративные яйца, оплетенные стеклянным бисером. Стакан для воды и ликёрные рюмки успешно выполняют функции музейного оборудования для демонстрации предметов. Почти незаметные, они дают возможность увидеть красоту декора помещённых в них яиц. Композиция этого, нижнего уровня постепенно движется кверху и вглубь, где изысканные кружева окружают горку писанок в ажурной корзинке, поставленной на старинное креслице – центр витрины.

На первой линии обзора, слева от центра, собранные треугольником, представлены яйца с пейзажными мотивами. Те, что впереди, поставленные на кружевные из серого льна салфетки, усиливают декоративный эффект этой композиции. Талант художника пейзажных росписей настолько высок, что образы, созданные на сложной овальной поверхности яйца, передают настроение природы, что не так просто выполнить и на плоском полотне.

На этой же линии обзора, справа, отдельно дистанцировалось яйцо, положенное в морскую раковину. Белый цветок на его чёрном лакированном боку выступает как жемчужина. Яйца с ёжиками и вишенками собрались милой семейкой на круглой с тиснёным узором салфетке. На паре подставок для ликёрных рюмочек комфортно расположились два яйца с одинаковым сюжетом – «Дама с собачкой». Повёрнутые разными бочками, они позволяют увидеть и даму в красном, и её белого пуделя. Возле ножек старинного комода разворачивается свой сюжет: яйцо-кавалер с изображением крысы мужского пола в шубе (2020 – год крысы) будто стоит в ожидании. Из-под шкафа-комода одна за другой к нему устремлены две барышни-мышки. Композиция так и называется: «Девушки» спешат на свидание».

На верхнем уровне комода – площадка для пасхальных яиц с духовным мотивом. На переднем плане – крупное яйцо с изображением святого старца Дионисия, полоцкого епископа. Когда смотришь на его облик, создаётся впечатление, что это портрет человека, увидевшего бездну отчаяния и боли и не давшего поглотить себя ею силой своего духа. Яйцо возвышается над венком из ивовых прутиков с листьями. Три яйца позади с изображениями крестов выступают как стражи и почётный караул.

На стилизованной каминной полке помещены яйца с изображениями памятников сакральной архитектуры Беларуси – Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке, церковь-крепость в Мурованке, Михайловская церковь в Слуцке, храм-крепость в Сынковичах. В этом ряду отличается яйцо с портретом молодого Адама Мицкевича; на тыльной стороне изображён фарный костёл в Новогрудке, место крещения поэта. Фон поддержки – пасхальные открытки. Очень живописно, во вкусах «Серебряного века» выглядят яйца с разноцветными лентами, поставленные на белую стилизованную полку, находящуюся в глубине слева. Их деликатно сопровождают праздничные открытки.

Совсем отдельно, около этой полки, слева внизу, как скромная красавица, защищённая прозрачным стеклом вазы, стоит вербочка – предвестница Пасхи. Вербочка новая, изготовленная в Лиде неизвестной мастерицей, зять которой привёз её изделия на ярмарку перед Красным костёлом в Минске 5 апреля.

Внешний сегмент инсталляции – пасхальные стихи и пожелания на языках стран-соседей Беларуси. Тексты, напечатанные на разноцветных яйцах из бумаги, помещены на внешней стеле по линии витрины. Латышские, литовские и польские тексты имеют подстрочный перевод. Удивительно открылись литовские стихи, которые тронули неожиданными образами, наивной искренностью и приподнятостью. Пожалуйста – один из таких образов: маленький мальчик, проснувшись рано, положил цветы на дорожку, по которой Пан Езус проскакал, весело распевая. Мы благодарны литовской коллеге, бывшей сотруднице Литовского национального музея, пани Зое Каштеляновайте, которая откликнулась на просьбу и прислала литовские традиционные пасхальные стихи.

ИМЕНА АВТОРОВ РОСПИСИ ДЕКОРАТИВНЫХ ЯИЦ

Артынская Елена: три яйца с бисером. 1994.

Бембель Татьяна: танец, гроздья рябіны, ёжики, “Дама с собачкой”. 1994.

Дмитрук-Лашук: яйца с традиционным и растительным орнаментом в корзинах. 1969.

Неизвестный мастер: яйцо счёрным лаком, белым и розовым цветком. 1995.

Покалицина К.А.: портрет Адама Мицкевича. 1998.

Третьякова Ольга: три яйца с бисером. 1994.

Туник Сергей: пейзажи, памятники архитектуры, изображения святых, этнографические мотивы. 1994.

Шимук Игорь: святой Дионисий, епископ Полоцкий; яйцо с символом года. 1996.